Выбор программ 1/7 Вступление Этот тред посвящен такому обсуждаемому вопросу как выбор программ, и будет полезен в основном начинающим мувостроителям, для которых первый и главный вопрос – с чего начать и чем пользоваться. Все ранее встречаемые мною туториалы задевали эту тему лишь поверхностно, обсуждая только программы, используемые автором. Цель этой статьи – провести сравнительный анализ самых распространённых программ, выяснить их недостатки и преимущества, и помочь начинающим определиться с их оптимальным выбором для каждой конкретной задачи. Проще говоря, цель этой статьи – ответить на один из двух, чаще всего задаваемых вопросов: какой программой пользоваться для чего-то-там и откуда её можно скачать. Условно, весь тутор поделен мной на 7 частей: 1. Вступление – то, что ты сейчас читаешь. 2. Захват – обзор программ для захвата видео и звука, кроме всего включает в себя список всяческих аддонов, графических патчей и тому подобного для улучшения графики игры, а также программ для первичной обработки (такой как ресайз, кроппинг, корректировка изображения) и т.п. 3. Монтаж – обзор и сравнение нескольких основных программ, применяемых для монтирования видео. 4. Эффекты – в этом разделе объединены некоторые программы, чаще всего используемые для добавления эффектов и худа. 5. Звук – список софта, используемого для создания и обработки звука. 6. Сжатие – тут всё, что может пригодится для сжатия уже готового видео. (Кроме выбора кодека, про это я напишу отдельно и подробно). 7. Итоги – подведение итогов всей этой семистраничной писанины. Имхо, такое разделение софта соответствует основным задачам, стоящим перед каждым мувимейкером, и облегчит поиск и выбор нужного софта. Кроме всего, это разделение поможет мне обойти ограничение длинны в 10000 символов =). К сожалению я не сильно разбираюсь в специализированных прогах для КС и УТ, а также в некоторых программах для монтажа, эффектов и т.п., поэтому я надеюсь на поддержку комунити. Выкладывать этот текст я буду частями, по мере написания, одновременно внося изменения в уже выложенный материал. Любые предложенные изменения/дополнения/исправления будут приняты во внимание и выложены в соответствующую часть тутора. Для этой цели будет создан отдельный вопрос – Обсуждение статьи "Выбор программ". Итак, начало положено. Жду вопросов, комментариев и предложений. 2/7 Захват Это вторая часть статьи, включающая список основных программ (а также альтернативы им) необходимых на стадии подготовки к захвату, собственно самого захвата и предварительной обработки скринов. К моему, и не только, искреннему сожалению – кроме одного Кукана, на просьбу помочь с написанием статьи никто не откликнулся, поэтому эта часть будет ориентирована в основном на q3-мувостроителей. Итак, без излишних предисловий, начну. Перед захватом скринов и/или звука всегда приходится повозиться с туевой хучей демок, конфигом и т.п. Чтобы ускорить и облегчить этот изматывающий процесс пригодятся такие проги: 2.1. q3sdc (Quake 3 Server Demo Center) – просто палочка-выручалочка для создателей фраговых мувов, позволяет вырезать понравившийся фраг из любой демки и хранить его в отдельном файле, что безмерно облегчает и ускоряет работу с фрагом в будущем. Сам процесс невероятно прост и понятен любому, не носящему фуражку индивидууму старше пятнадцати лет. Кроме вырезания фрагов из демки эта небольшая софтинка обладает воистину исполинскими возможностями, но утруждать читателя их перечислением я не стану, скажу только – качать надо. Скачать её можно прямо отсюда, как ей пользоваться написано в ридми на англ. языке и вот здесь на русском. Как ни странно, но нарезанные демки придется смотреть, и смотреть придется часто. Вот для облегчения этого и существует целый набор программ-просмотрщиков (вьюверов), таких как Seismovision, q3dv, q3dsc(не путать с q3sdc!) geekplay и т.п. Их много и их важность не столь велика чтобы расписывать подробно каждую из них, но пару слов об основных из них таки скажу. 2.2. seismovision – лидер в классе вьюверов, последние версии этой проги позволяют воспроизводить демки большого списка современных игр. Довольно проста и удобоварима, более-менее гибко настраивается. Скачать её можно отсюда, но как и настоящий чемпион, этот софт тяжеловесен. Последняя виденная мной версия, которая была на диске «Киберспорта» №0 весила 14 с гаком мб. Поэтому модемщикам предлагается взглянуть на абзац ниже. 2.3. q3dv (Quake 3 Demo Viewer), маленькая и незамысловатая программка, написаная мной для себя любимого – имеет парочку уникальных полезностей, которые (я думаю) до этого небыли реализованы. (Для примера – ведение лога просмотренных демок, и предупреждения при просмотре уже ранее виденных) Скачать её можно отсюда, об использовании на русском написано в ридми программы. Весь остальной софт, имхо, не заслуживает пристального внимания мувимейкеров, но если кто-нибудь меня исправит – буду только рад. Теперь пару строк о рекаминге: Грубо говоря, рекаминг – это переделка демки с целью смены POV (Point Of View – точка зрения) с вида-из-глаз на вид-сбоку, для улучшения зрелищности момента. 2.4. Первым и главным инструментом для рекаминга в q3 является мод Defrag. С его помощью реализовываются самые сложные и изощрённые виды рекаминга – начиная от статичных камер и вида от третьего лица, и заканчивая камерой, прикреплённой к ракете или гранате. К сожалению, малопонятен и сложен в обращении, неподготовленным пользователям будет довольно трудно с ходу вникнуть во все тонкости процесса. Но оно того стоит. Скачать мод можно например отсюда, о том как пользоваться в документации на английском, перевод на русский лежит здесь, однако некачественный. Огромный респект [aR Lek Sey]’ю за написание туториала по рекамингу. Новичкам читать обязательно... К сожалению, достойной альтернативы дефрагу на данный момент не существует. Хотя небольшую конкуренцию ему может составить q3sdc, в которой также присутствуют некоторые возможности рекаминга, но на фоне современных мувов с дефраговским рекамингом – рекаминг сделанный в q3sdc выглядит убого… 2.5. Огромным потенциалом функциональности обладает проект HMage’a – q3mme (Quake 3 MovieMakers Edition), который за пару недель существования уже реализовал множество полезнейших нововведений, попутно исправив кучу ошибок. Страница проекта находится здесь. Об использовании на русском написано в документации. 2.6. Нельзя не упомянуть о небезызвестной программе TGA_Hook, созданной широко известными в узких кругах 14k. Самое полезное из реализованного ими – возможность записи скринов, содержащих информацию о расстоянии до любой точки на экране, так называемого z-buffering’a. Эта информация используется для наложения такого эффекта как z-blur (расфокусировки). Скачать TGA_Hook можно отсюда, документации на русском я не встречал, на английском – в ридми программы. Также стоит упомянуть об альтернативе встроенному кваковскому захвату скринов – проге Fraps. До недавнего времени единственным явным преимуществом этого способа была возможность захвата звука, однако для безглючного захвата был необходим мощный компьютер. Теперь же, когда захват звука реализована в q3mme – эта программа может приходится разве-что крайне ленивым мувимейкерам, благодаря сжатию на-ходу loseless кодеком. Скачать её можно отсюда. Покончив с сортировкой демок, отмучившись с рекамингом, распрощавшись с захватом и непосредственно перед началом монтажа, вам может понадобиться выполнить предварительную обработку захваченых данных – кроппинг, ресайз, шарпинг и тому подобное. Для этого пригодятся такие проги как: 2.7. pjbmp2avi – программа для склейки набора скриншотов в ави файл. Лежит тут. Проще этой программы в мувимейкинге нету ничего. =) 2.8. Virtual Dub – включает в себя весь инструментарий для предварительной обработки скринов. Скачать можно здесь. Об использовании я написал здесь. Очень полезная программа, с ней придется сталкиваться постоянно, поэтому советую ставить безоговорочно. 2.9. ACDSee – софт для работы с изображениями – поможет если надо быстро изменить размер или формат скриншотов. Уступает по функциональности дабу. Скачать можно отсюда. В использовании крайне проста – всё доступно из главного меню. Однако является прогой широкого профиля, поэтому не рассчитывайте на экономию траффика... Фух, вроде всё написал... Если есть вопросы/исправления, пишите – здесь. 3/7 Монтаж Когда накопилось достаточно захваченого материала – можно подниматься на следующую ступеньку на пути к выпуску мува – на стадию монтажа. Может я один такой, но от монтирования мува я получаю больше удовольствия чем от всего остального вместе взятого (за исключением чтения респектов в инете =)). Потому к выбору проги для монтажа надо подойти серьёзно. В моём понимании монтаж – это последовательная склейка фрагментов видео, наложение звука, синхронизация потоков и добавление эффектов перехода. Со всем этим легко справляется любая из перечисленных ниже программ, поэтому сравнивать их функциональность нету смысла – для новичков важнее простота в обучении, удобоваримость и низкая трудоёмкость. Именно по этим трём показателям и лидирует первый из рассматриваемых пакетов – Sony Vegas. Вегас – простая и удобная программа, с интуитивно понятным и дружелюбным интерфейсом, благодаря чему она и является идеальным вариантом для начинающих мувимейкеров. Но не стоит думать об этой проге как о софте для ламеров – многие гуру мувостроя по-прежнему используют именно вегас. Во многом это происходит из-за лени (от добра добра не ищут), но важную роль играет и беспрецендентная быстрота и удобство в использовании. Кроме этого, в плюсы этой проги смело можно записывать большое количество плагинов, мощную систему скриптов (возможность автоматизации многих действий, большое количество готовых скриптов) и возможность сетевого рендеринга (это когда один большой проект обрабатывает несколько компьютеров, объединённых в сеть). Скачать вегас можно здесь, руссификация тут, плагины например здесь, готовые скрипты здесь. Об использовании можно прочитать тут. Однако, если ты не ищеш лёгких путей и простых решений – есть смысл сразу взяться за изучение Adobe Premiere. Премьера – мощный продукт от лидера рынка программ для работы с графикой, обладает самыми большими возможностями из всех аналогичных программ. При сравнении с Вегасом – проигрывает в простоте и удобстве, но выигрывает в функциональности. Жирный плюс за совместимость с другими продуктами от Adobe, такими как AfterEffects, Photoshop и Audition (против совместимости вегаса с саундфоржем). Скачать прогу можно здесь(вес - 563,2мб, в шесть раз больше чем вегас), русификатора я не нашол, плагины в гугле. Об использовании можно почитать здесь. Вегас или Премьера есть в инструментарии почти каждого опытного мувимейкера, поэтому я рекомендую начинающим не придумывать велосипед, а выбрать одну из этих двух программ. Иначе будет сложно найти человека, использующего аналогичный софт и (что еще маловероятней) имеющего время и желание помочь. Про пинакл и улеад, я здесь писать не буду, в силу их малой распространённости среди мувимейкеров... Подводя итоги этой части, скажу – на данный момент перед новичком мувимейкинга существует только две реальные альтернативы – Премьера и Вегас. То есть, задача упрощается – гораздо проще попробовать оба варианта и выбрать понравившийся.
Источник: http://www.vilvit.net/forum/lofiversion/index.php/t981.html |